Руководство по маркетплейсам как бизнесу

Содержание

  1. Что такое онлайн-маркетплейсы и каких типов они бывают
  2. Эволюция маркетплейсов
  3. Главные проблемы при создании маркетплейса
  4. Почему такси оказалось идеальной сферой услуг для модели маркетплейса
  5. Что упускают из виду желающие построить Убер для очередной отрасли
  6. Почему самый большой маркетплейс мира скопировать в России не смогли
  7. Почему бетон оказался хорошей отраслью для В2В-маркетплейса
  8. Перспективы появления новых маркетплейсов

1. Что такое онлайн-маркетплейсы и каких типов они бывают

2. Эволюция маркетплейсов

Источник: a16z.com
  • исторически первыми появились онлайн-доски объявлений, которые являются “неуправляемыми” в том смысле, что они — просто информационный ресурс, предполагающий дальнейшее взаимодействие сторон вне площадки.
    Примеры: Craigslist (1995), eBay (1995), Авто.ру (1996). Нишевые решения появлялись на рынке и намного позже (например, Etsy в 2005-ом).
    Низкая вовлеченность площадки позволяет держать низкие комиссии за продажу или вообще работать по freemium или рекламной модели и оставаться высокомаржинальным бизнесом при этом (как Авто.ру).
  • одна из первых попыток увеличения управляемости маркетплейсом — покупка платежной системы PayPal аукционной площадкой eBay в 2002-ом году.
  • увеличение комиссии позволяет маркетплейсам управлять большим количеством процессов в сделке.
    Наиболее известные маркетплейсы как Uber (2009) и Airbnb (2008) относятся к “умеренно управляемым” маркетплейсам: например, комиссии с гостей и хозяев (суммарно от 9%) позволяют Airbnb проводить платежи через себя, разрешая страхи неоплаты после заселения у хозяев и страхи незаселения после оплаты у гостей, предоставлять хозяевам страховку их помещений и т.д.
    И если в случае с досками объявлений понятно, что впечатление о сделке никак не проецируется на площадку (а только на контрагента), то в результате проверки предложения репутация уже начинает распространяться на саму площадку,
  • Uber пошел еще дальше, определяя за счет технологий конечную цену сделки, что позволило разрешить давний конфликт интересов пассажиров и водителей со счетчиками, которым выгоднее дольше везти клиента. Кроме того, из-за срочности заказа Uber сам определяет водителя — из-за этого впечатление от поездки уже больше распространяется на маркетплейс и работает на его репутацию.
    Среди российских маркетплейсов такой же дорогой пошёл ЦИАН, предлагая удобный калькулятор стоимости квартиры. Конкуренты попытались повторить функционал, но либо цены не в рынке (Domofond), либо оценка платная (ДомКлик), либо доступна только история из прошлого без рекомендации, какую цену поставить (Яндекс.Недвижимость).
  • Но всё это всё равно не переход на следующий уровень: “высокоуправлемые” маркетплейсы появились с полным посредничеством в сделке и исключением репутации контрагента, потому что обе стороны общаются только с площадкой.
    Такие решения хорошо работают для сложных/дорогих товаров и услуг.
    Примеры: Opendoor (2014) физически покупает недвижимость у продавца и перепродает ее конечному покупателю. Комиссия сервиса не впечатляет в процентах (9%), но в пересчете на деньги — это десятки тысяч долларов за типовой американский дом, в то время как традиционные риэлторы, не рискующие ничем, берут в 3 раза меньше.
Источник: techcrunch.com

3. Главные проблемы при создании маркетплейса

4. Почему такси оказалось идеальной сферой услуг для модели маркетплейса

Инвестиции в стартапы агрегаторов такси в 2012–2017 гг. Источник: IQI Consulting
  • стандартность услуги — ее легко разбить на несколько классов, внутри которых каждый продавец способен удовлетворить каждого покупателя,
  • высокая частота покупок, что компенсировало их низкую стоимость,
  • высокая срочность — такси нужно покупателю обычно чем быстрее, тем лучше, поэтому к лучшим приложениям быстро привыкаешь,
  • постоянно меняющееся положение как продавцов, так и покупателей, что делает невозможным формирование устойчивых связей между ними. Если раньше у многих были “свои проверенные таксисты” для дальних поездок, то теперь самим таксистам чаще всего невыгодно браться за такой заказ не в начале рабочего дня, потому что они до последнего не знают, где окажутся, а менять высокую среднюю загрузку на холостой пробег к заказу невыгодно,
  • всё это приводит к большой технологической востребованности: агрегаторы такси перевернули отрасль не только быстротой подачи, но и ценой, а чтобы предложить низкую цену и не уйти в убыток — нужно быстро прикидывать продолжительность поездки и возможность загрузить машину по прибытию в конечную точку.
    Для тех же досок объявлений это не нужно — они просто более удобные способы узнать о предложении, но без них сама суть предложения осталось бы той же самой.

5. Что упускают из виду желающие построить Убер для очередной отрасли

Отраслевые маркетплейсы к 2013-му году, сопоставленные с разделами Craigslist (в центре). Источник: Balanced Payments
  • пытаются создать умеренно управляемый маркетплейс для сложных товаров или услуг. В результате найти поставщиков, чтобы удовлетворить запросы покупателей, становится достаточно сложно, и пройти “долину смерти” на старте работы еще проблематичнее, чем обычно,
  • сталкиваются с высоким оттоком покупателей = низким количеством повторных заказов. Особенно это характерно для сферы домашних услуг: когда покупатель живёт в одном и том же месте и ему требуются одни и те же услуги, маркетплейс становится сайтом знакомств — однажды найдя друг друга, площадка больше не несет для них ценности, чтобы платить ей комиссию.
    Интересно, что сайты знакомств не используют комиссионную модель: чаще всего их бизнес-модель — freemium (как в Тиндере), реже — доступ по подписке (eDarling, Teamo и другие), потому что они понимают, что успешная сделка в их случае будет только одна. Но если это не доска объявлений — доходы от дополнительных сервисов не покрывают расходы компании.
    Один из инструментов борьбы с обходом площадки — это дополнительные сервисы, но далеко не все маркетплейсы готовы отвечать за качество работ подобранных ими исполнителей — а именно это покупатели часто хотели бы видеть в первую очередь.
  • не учитывают разницу реалий на исходном и предполагаемым для копирования рынках. Например, многочисленные сервисы “Uber для маникюра/макияжа” не учитывали, что в косметолог в США — лицензируемая деятельность, а значит на стороне предложения в России гораздо больше мастеров, которые ближе расположены к клиентам и меньше загружены. И проблема обхода площадки (см. выше) тоже никуда не девалась. Так что неудивительно, что все они рано или поздно закрывались.

6. Почему самый большой маркетплейс мира скопировать в России не смогли

Иконки приложения Amazon до и после сравнения логотипа с Гитлером. Источник: tj.ru
Майское собрание акционеров Сбербанка, источник фото: vc.ru

7. Почему бетон оказался хорошей отраслью для В2В-маркетплейса

  • высокая стоимость товаров, как следствие — высокие комиссионные за покупку. Обычно это характерно для любого В2В-маркетплейса,
  • стандартность товара. Бетон — он и в Африке бетон, в отличие от того же кирпича, которого характеризуют не только размеры и пустотность, но и стабильность цвета и фактуры от партии к партии, геометрия, наличие высолов и т.д.
    Выбрать кирпич становится той еще задачей,
Форма выбора кирпича из 2010-го года.
  • высокая фрагментация на стороне предложения — бетонных заводов в одной только Москве около сотни, рынок непрозрачен. А вот в цементе, с которым часто путают бетон, заводов лишь пара десятков на всю Центральную Россию, много из которых принадлежит одному Евроцементу — рынок достаточно прозрачен для покупателя,
  • перемещения покупателей с одной стройплощадки на другую постоянно создают новый спрос на бетон, который часто неудобно закрывать своими старыми знакомыми,
  • высокая доля доставки в конечной стоимости бетона, что сильно ограничивает ареал конкурентоспособности каждого завода и мешает образованию сильных связей между поставщиками и покупателями. Это отличает бетон от других стройматериалов (ЖБИ, арматура и т.д.), где доля доставки низкая, а значит нужно реже искать новых поставщиков, потому что старые чаще конкурентоспособны на новых площадках.
  • не раскрывать названия заводов до момента, когда выставлен счёт/клиент отправлен на завод.
    На самом деле, эту же практику можно встретить и в В2С — в том же Airbnb, где никакие детали хозяина (адрес, телефон и т.д.) неизвестны до бронирования и списывания комиссии с гостя. Сервис оставляет вариант избежать комиссии хозяину — если после отмены бронирования гостем тот потом свяжется с хозяином напрямую. Но вот комиссия с гостя — не возвращается, тем самым убивая его мотив хитрить для пользы хозяина.
Название завода на карте не указано
  • продолжать мониторить транзакции сложившихся и несложившихся клиентов после первой передачи информации о них на завод — иногда, несмотря на простой продукт, от знакомства до отгрузки проходит несколько месяцев.
    Это можно делать как получая акты сверок от завода, так и общаясь с постоянными клиентами по новым объектам и узнавая от них об обстановке на старых.
  • отказываться от сотрудничества с хитрыми поставщиками, пытающимися обойти систему.
    Попытки обойти нас, конечно же, случались и со стороны заводов. Узнавали мы об этом от постоянных (чаще всего) клиентов, которые ценят наш сервис и сообщали об этом в порядке обратной связи о работе завода.
    Очевидно, что об успешных попытках мы ничего не знаем и они безусловно тоже были— но если после известных попыток исключать нерадивых поставщиков, с годами количество раскрытых попыток обхода площадки уменьшается, потому что остаются более проверенные и вызывающие доверие партнеры.

8. Перспективы появления новых маркетплейсов

  • Enterprise Gateway Marketplaces, то есть маркетплейсы, нацеленные на крупные организации и помогающие им с выбором поставщиков. Примеры: Candex и Olive,
  • Трехсторонние Media Marketplaces с рекламодателями, зрителями и производителями контента,
  • Labor Marketplaces, где новые игроки имеют перспективы не перебить, но эффективно дополнять старых за счет учета происходящих на рынке труда изменений (примеры: Incredible Health, Workrise и Smith.ai). Здесь с NFX согласен и фонд Andreessen Horowitz, который видит в перестроении рынка лицензируемых сервисных работ следующий виток эволюции маркетплейсов.
  • Fintech-Enabled Marketplaces, где новые возможности открываются благодаря встраиванию в площадку финансовых сервисов (пример: Fair.com, Stoovo)
  • Рыночные сети или Market Networks, сочетающие в себе черты социальных сетей и маркетплейсов (примеры: HoneyBook, AngelList, Houzz). По мнению NfX — это самая перспективная категория: “в будущем почти все независимые профессионалы будут работать через рыночные сети своих отраслей”.
Источник: NfX.com
  • стабильное местоположение — в отличие от стройплощадок, заводы редко куда-либо переезжают, а значит все отношения по снабжению всегда долгосрочны,
  • инерция и знание “слишком многого”: все продавцы по своему опыту знают, что маркетплейс зарабатывает на сделках. Поэтому когда выходишь с предложением о снижении затрат на материалы для производства — оно используется для выбивания скидок из текущего поставщика шантажом прекращения поставок, которые те должны если не перебить, то хотя бы повторить с учетом наличия заработка маркетплейса в цене альтернативного предложения.
  • диверсификация — продавцы, зависимые от маркетплейса на стороне продажи, не хотели быть зависимы еще и на стороне покупки, причем с существенно большими объемами. Это покупателей у завода могут быть сотни, а поставщиков — всего несколько.

--

--

Founder&ex-CEO of a local B2B marketplace in a ready-mix concrete industry seeking the professional transition.

Get the Medium app

A button that says 'Download on the App Store', and if clicked it will lead you to the iOS App store
A button that says 'Get it on, Google Play', and if clicked it will lead you to the Google Play store
Pavel Nosikov

Founder&ex-CEO of a local B2B marketplace in a ready-mix concrete industry seeking the professional transition.